У НАС СДЕЛАТЬ КАЧЕСТВЕННУЮ ФОТОСЪЕМКУ ЛЕГКО

1 Выберите необходимую вам съёмку.
2 Отправьте заявку/позвоните.
3 В назначенное время ждём Вас в студии!

Не стесняйтесь спрашивать, мы доброжелательны и дружелюбны. Закажите звонок или пишите.

ПРИХОДИТЕ НА ЭКСКУРСИЮ!

Мы работаем все дни недели
с 11-00 до 21-00.
Обязательно согласуйте визит.

Макросток и микросток — рассказываем о том, что такое фотобиблиотеки и как с ними сотрудничают фотографы

Автор: / Опубликовано 2 сент. /
%d0%92%d0%bb%d0%b0%d0%b4%d0%b8%d0%bc%d0%b8%d1%80%20%d0%93%d0%be%d0%b4%d0%bd%d0%b8%d0%ba%20copy

Мне всегда было интересно получать горячую инсайдерскую информацию о тех областях и процессах в профессии, работа в которых в соответствующий момент могла бы дать серьёзный результат. Мне кажется, вовремя получить такие познания — большая удача! Потому что для неглупого человека успех — это даёт шанс на успех. Бывает, что отсутствие успеха — это не то, что вы, облажавшись, свой шанс не использовали, а просто отсутствие самого шанса, гонка за которым — важнейшая часть карьеры. Парадоксально, но до сих пор есть области «тайного знания» в такой сверхпопулярной сфере, как фотография. Так, добыть в интернете внятную информацию о макростоках почти не представляется возможным. Снимаю для макростока уже около 15 лет, делюсь сведениями))

Что такое фотосток, как он появился и развивался

Когда людям требуются изображения, которыми они хотят воспользоваться на законных основаниях, то есть не нарушая прав фотографов и изображённых на фотографиях людей, а также собственников появляющегося на изображения имущества или объектов авторского права (произведения искусства, оригинальных по дизайну предметов и так далее), у них есть два пути получить такие фотографии. Первый — заказать у фотографа необходимую для этого съёмку, второй — купить готовое изображение.

Так вот, заказ фотосъемки был единственно возможным вариантом до того момента, пока более семидесяти лет назад люди не додумались начать создавать агентства, хранящие фотопроизведения и продающие лицензии на их использование. Сама эта область деятельности получила название фотостока. Агентства стали называться стоковыми фотоагентствами. Фотографы, занимающиеся съёмкой для этих агентств — стоковыми фотографами (понятно, что стоковые фотографы в большинстве случаев были профессиональными коммерческими фотографами).И это была гениальная идея, облегчившая жизнь всем участникам процесса. Новый вариант оказался хорош тем, что клиент не покупает «кота в мешке», а выбирает из готовых изображений подходящие для его целей. При этом он выигрывает время и экономит деньги.По мере развития индустрии стоковой фотографии стали появляться крупные фотобиблиотеки (или фотобанки). Сегодня они называются макростоками.До начала 90-х годов 20-го века в условиях аналоговой фотографии лицензии на каждое приобретаемое пользователем изображение были по существу конкретным договором с ограничениями по территории, времени и характеру использования лицензируемого изображения.
Стоит сказать, что во времена rights managed лицензирования, до ранних девяностых, стоимость лицензии на одно изображение начиналась с трёхзначных сумм в долларах. Большие библиотеки (на слуху — Image Bank, Getty, Corbis) занимались дистрибуцией как взятых (или даже полностью выкупленных) у фотографов изображений, так и у агентств, работавших с группами своих авторов.
По мере развития компьютеров, технологий оцифровки и передачи изображений и Интернета появилась сначала возможность продавать группы изображений на компакт-дисках, при этом минимально ограничивая права пользователей. Именно тогда и появился более простой способ лицензирования — royalty free, а затем — продавать право на использование изображений путём их прямого поиска в Интернете по ключевым словам с возможностью сразу оплатить и скачать необходимое изображение.
В эпоху, когда поисковые системы на сайтах фотобиблиотек давали возможность взять по простой royalty free лицензии (то есть купи и используй в законных целях с обозначенными в лицензии минимальными ограничениями по поводу характера использования в плане бизнеса и этики), стоки и стоковые фотографы (стокеры) имели максимальные по сию пору заработки. Сегодня это звучит почти фантастикой, но в период с 2000 по 2006 годы одно изображение давало фотографу в среднем около $50 в месяц! Вовремя получившие информацию фотографы имели шанс заработать огромные деньги. И некоторые сумели этим шансом воспользоваться. Тот самый случай, когда кто не успел — тот опоздал!

Макросток и микросток

Почему же 2006 год стал рубежным? В начале 21-го века, в связи с тем, что в цифровую фотографию хлынул поток людей, на рынок активно вышли так называемые микростоки. Работы, предлагавшиеся там в то время, эстетически и технически были существенно проще, чем в макростоках, но стоимость их составляла порядка $1 — в десятки, а во многих случаях и в сотни раз дешевле, чем в макростоках. Легитимность использования контента сохранялась. Естественно, при такой разнице в цене огромное количество потребителей (те, кого не смущала разница в классе изображений) перешло на работу с микростоками. Это произошло именно в 2006 году. Кстати, традиционные фотобиблиотеки изображений высочайшего качества, работающие с высококлассными фотографами, стали называться макростоками.

За прошедшие с тех пор годы произошла масса изменений. Например, стоимость на лицензии в макростоке стала варьироваться в зависимости от разрешения скачиваемого файла и снизилась в определенных случаях до десятков долларов, а на микростоках появились изображения по более высоким ценам, чем на заре деятельности. На всё это имелись свои конкретные причины, которые, впрочем, не столь интересны для большинства читателей. Констатировать можно то, что на сегодня техническое и эстетическое качество изображений в микростоке существенно выросло. И, хотя визуальный язык микростока всё ещё выглядит упрощённым по сравнению с макростоком, теперь микросток и макросток не столь разительно отличаются по контенту, как это было, скажем, пять лет назад.
Существенное отличие в цене макростоковых изображений по royalty free лицензиям (на микростоке вообще нет никакого иного кроме как royalty free лицензирования) по отношению к микростоку в большой степени является ценовым фильтром, очень существенно снижающим вероятность появления одной и той же фотографии у пользователей — конкурентов по бизнесу. Ну, и для полной гарантии эксклюзивности на макростоке по-прежнему есть rights managed контент.
Можно ещё отметить что в редчайших случаях покупатели осуществляют buy-out (то есть выкуп имущественных авторских прав на изображение), что на сегодня измеряется в пятизначных долларовых суммах.

Теперь о жизни самих стокеров

Макростоки имеют мирового лидера — фотобибилиотеку Gettyimages, на долю которой приходится очень большая доля продаж лицензий на макростоковом рынке, с которой в некоторой степени конкурируют OffSet (родственный Shutterstok, как, впрочем, Istock — подразделение Getty в микростоковом сегменте), премиум-коллекция изображений Adobe, а также множество локальных дистрибьюторов, известных на рынках своих стран.
Макростоковые фотографы могут как напрямую взаимодействовать с дистрибуторами — фотобанками, таки работать по контрактам с так называемыми продашь-агентствами. Разница состоит в том, что продакшн-агентства — это маленькие фирмы, работающие с ограниченным числом авторов, и в таком формате сотрудничества фотографы могут достаточно плотно на личном уровне взаимодействовать со специалистами продакшн-агентств, получая от них профессиональную поддержку.

Микростоковые фотографы работают непосредственно с фотобанками. Крупнейшие игроки на рынке микростоковой фотографии — Shutterstock (лидер микростоковой индустрии), Istock, Fotolia (ставшая часть фирмы Adobe в её коллекции стоковых изображений), 123RF, Dreamstime, Depositphotos, российский фотобанк Лори и некоторые другие. Во взаимодействии между фотографами и микростоковыми фотобанками нет элемента личного взаимодействия с профессионалами — сотрудниками банков в плане курированная работы фотографов и, тем более, обсуждения тех или иных съёмок.

Чем еще отличаются макростокеры от микростокеров?

— микростокерам (за исключением эксклюзивно контактирующих с Istock авторов) разрешено давать одни и те же работы в разные фотобиблиотеки, макростокерам — нет;
— микростокеры сами атрибутируют свои изображения, а макростокеры, работающие с продакшн-агентсвами, лишены этих забот;
— микростокеры всегда отдают полностью отретушированные работы, в то время как некоторые из продакшн-агентств микростока готовы сами ретушировать отобранные для своих коллекций фотографии.
Кстати, при том, что продакшн-агентства, разумеется, берут с продаж лицензий бОльшую часть дохода, не факт, что сотрудничество с ними менее выгодно для фотографов по заработку по сравнению с прямой передачей изображений, например, в Getty, потому что эксклюзивно отданные фотографами в продакшн-агентства фотографии через эти агентства попадают в дистрибуцию не только в Getty, но и во множество других библиотек, в частности, локальных.

Где фотографы зарабатывают лучше — на макростоке или на микростоке?

Общего для всех ответа на этот вопрос не может быть. Каждый выбирает то, что ему ближе по стилю и складу характера, а заработки в каждом конкретном случае зависят от таланта и трудолюбия автора и факторов самого рынка. Есть очень хорошо зарабатывающие авторы как в микро, так и в макростоке.
С точки зрения престижности макросток всё же более «элитный» дивизион, и хорошее портфолио на сайте Getty иногда позволяло мне получить хороший заказ.
Этот материал — попытка в самых общих словах рассказать о жизни огромной индустрии стоковой фотографии (которой, кстати, примкнули видео- и аудио-стоки), тем не менее, если вы нашли для себя что-то познавательное, буду рад. С удовольствием отвечу на ваши вопросы.

Если вы решите пройти персональный тренинг по макростоку, то по ссылке https://godnik.pro/education ("Цены на обучение", раздел "Программные курсы") вы можете познакомиться с программой моего Курса по макростоковой фотографии. Для записи на обучение звоните +7 (473) 254-63-97.

Задавайте вопросы, ставьте лайки, делитесь информацией о нас с друзьями!